Защиты прав потребителей

Защита прав потребителей – комплекс правовых мер, направленных на защиту законных интересов граждан. Отношения между покупателями и хозяйствующими субъектами регулирует государственный/муниципальный уполномоченный орган. Потребителем является физическое лицо, приобретающее продукт или услугу для собственных нужд, которые не связаны с коммерческой деятельностью. Тогда как предприниматель – это изготовитель, поставщик, исполнитель или организатор, чья деятельность направлена на удовлетворение потребностей граждан.

 

Более подробную формулировку о правах покупателей содержит закон РФ N2300–1 от 07.02.1992 «О защите прав…».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, РАСТОРЖЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ДОГОВОРОВ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

По закону договоренность, оформленная в письменном виде о купле-продаже, предусматривает передачу одной стороной сделки (исполнитель/продавец) предмета соглашения (товар/услуга) другой стороне сделки (покупатель/заказчик). Вторая сторона должна принять заказ и оплатить его стоимость. Право собственности на товар/работу наступает сразу после передачи денежных средств в установленном размере первой стороне (ст.454 ГК РФ).

 

Потребитель должен передать денежные средства за товар/услугу до или после получения, если договором не предусмотрено иное. Договор считается заключенным, если стороны сделки урегулировали все основные вопросы (предмет соглашения, сроки поставки, стоимость продукции, права и обязанности сторон) и поставили росписи. Объектом сделки, может быть, любой товар/услуга, не запрещенные законом.

 

Изменение стоимости заказа после заключения сделки допускается в порядке, установленном законом или договором (ст.424 ГК РФ). Расторжение сделки или изменение ее содержания допускается по решению суда. Основанием для судебного разбирательства являются действия/бездействия одной из сторон соглашения, повлекшие за собой нарушение условий сделки. Обычно основанием для расторжения сделки является нанесение значительного ущерба одной из сторон.

 

Но также расторжение/изменение соглашения о купле/продаже, возможно, в досудебном порядке. Основания для изменения условий соглашения определяются законом или договором. Сторона, которая инициирует изменение условий сделки, должна действовать добросовестно. При этом договор купли/продажи может содержать условия, которые позволяют расторгать или изменять соглашение в одностороннем режиме.

 

ВОЗВРАТ ДЕНЕГ ЗА НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР

Потребитель имеет право потребовать возврат денег за дефектный товар в течение 15 суток с момента получения продукции. Если по истечении срока претензия не поступила, продавец может возместить ущерб на альтернативной основе.

 

УСТРАНЕНИЕ ВЫЯВЛЕННЫХ ДЕФЕКТОВ, ЗАМЕНА БРАКОВАННОГО ТОВАРА

Потребитель, приобретающий продукцию/услугу при обнаружении дефектов вправе произвести замену изделия (услуги) или возврата денег, эквивалентных затраченной сумме (ст.475 ГК РФ). Право потребителя может реализоваться несколькими способами, если иное не предусмотрено договором или законодательством:

  • замена товара на аналог, пригодный к употреблению;
  • получение скидки на продукцию (услугу) в размере нанесенного ущерба;
  • проведение действий, направленных на восстановление товарного вида;
  • возвращение денежных средств;
  • расторжение договора.

 

Решение спора по некачественно предоставленной продукции, возможно, в досудебном порядке по договоренности сторон. Потребитель может получить компенсацию на все товары, за исключением тех, что не подлежат возврату (Постановление Правительства от 19.01.1998 №55). Основанием для предъявления претензии к предпринимателю может служить только дефект (неисправность) полученной продукции. Это правило также действует в отношении предоставленных потребителю услуг.

 

Дефектом считается наличие неисправности, по причине которой невозможно использование товара. А также к дефектам относится несоответствие товара или услуги заявленным техническим характеристикам. При рассмотрении дела о признании полученного товара (услуги) непригодным к использованию потребителем, то необходимо подтвердить наличие дефекта, не позволяющего дальнейшую эксплуатацию. Покупатель также может потребовать компенсации за моральный и материальный ущерб, если дефектная продукция привела к этому. Порядок возмещения убытков установлен статьей 15 ГК РФ.

 

КОНФЛИКТ ПРИ ПРИЕМКЕ РАБОТ, УСЛУГ ИЛИ ТОВАРОВ

При получении продукции ненадлежащего вида или формы (не соответствующего договору), потребитель должен сразу решить вопрос о доведении товара до требуемых параметров. Если это невозможно, то покупатель вправе потребовать компенсации в досудебном порядке. Несоблюдение порядка может привести к тому, что суд оставит иск без рассмотрения (ст.135 ГПК РФ). Если стороны не могут прийти к общему согласию, необходимо подавать иск и решать конфликт в судебном порядке.

 

СПОРЫ С ДИЛЕРСКИМИ И СЕРВИСНЫМИ ЦЕНТРАМИ

Любые конфликтные ситуации, где в роли продавца выступают сервисные и дилерские центры, регулируются законодательно на основании соглашения. При нарушении условий договора конфликт решается на досудебном уровне непосредственно с центром или организацией, в подчинении которой он находится. Если требования потребителя не удовлетворены, необходимо обращаться в суд с исковым заявлением к компании, которая представляет коммерческий центр.

 

НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА ДОЛЕВОГО УЧАСТИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Права граждан при участии в долевом строительстве регулируются настоящим законом и ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ. Вопросы исполнения договора долевого участия дополнительно регламентирует ГК РФ и ЖК РФ. В зависимости от причины срыва сроков передачи недвижимости в собственность ответственность несет потребитель, продавец или иная сторона. Если предусматривается сдача объекта при условии оплаты конкретной части от стоимости жилья, то ответственность несет потребитель. В остальных случаях отвечает застройщик или третьи лица.

 

ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ВЗЫСКАНИЕ УЩЕРБА ОТ ЗАЛИВА

За нанесенный вред имуществу гражданина ответственность несет виновное лицо. Пострадавший вправе требовать полной компенсации за причиненный ущерб в судебном порядке. Если суд устанавливает виновных в причинении вреда имуществу, то выносится решение о полной компенсации ущерба (ст.13 Закона «О защите прав потребителей»).

 

СПОРЫ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ

Конфликты, вытекающие из акта поставки, распространенная судебная практика при взаимоотношении двух сторон. Такие споры подлежат разграничению:

  • взыскание оплаты по поставленному товару (неустойка);
  • качество и комплектация товара;
  • срыв сроков поставки.

 

Однако иски по срыву поставки по вине третьих лиц, не приведшей к серьезному ущербу одной из сторон договора, обычно остаются без рассмотрения. Для возможного удовлетворения иска мало его подачи, требуется провести комплексную досудебную работу, чтобы установить ряд фактов, доказывающих вину поставщика.